Среди
всех парков городского электротранспорта
этот имеет примечательную особенность. Он
единственный в Санкт-Петербурге,
эксплуатирующий как трамваи так и
троллейбусы. Начало проектирования парка
относится к рубежу 60-70-х годов, когда в
городе не разрешалось строить
специализированные трамвайные парки (несмотря
на то, что в большинстве развитых стран уже
признали ошибочность концепции
ликвидации трамвая). Тогда в Управлении
родилась идея совместить в одном месте и
трамвай и троллейбус.
Топографию
строительства долго выбирать не пришлось.
Усиленное жилищное строительство на
севере Ленинграда: на Гражданке, в районе Муринского ручья, - требовало возведения
именно здесь транспортного парка, так как
самые ближайшие - трамвайный парк имени
Калинина и троллейбусный № 2 - находились
все же далеко от нового района.
Разработанный
8-й мастерской института "Ленниипроект"
проект парка предусматривал отстой,
обслуживание и ремонт 175 одиночных
четырехосных трамвайных вагонов типа ЛМ-57
и 150 троллейбусов ЗиУ-5. Однако
строительство парка затянулось (от отвода
земельного участка до открытия парка
прошло 13 лет), и к моменту его окончания уже
широко использовались новые трамвайные
вагоны типа ЛМ-68 с автоматикой пуска и
торможения, работающие поездами по СМЕ, а также
усовершенствованные троллейбусы типа ЗиУ-682.
В
начале 1979 года в строящийся парк была
командирована группа рабочих из 10 человек
под руководством инженера Бродкина,
которая занялась установкой путевых тяг,
станционных домкратов и прочего
оборудования. Ей же была поручена разрезка
старых вагонов из действующих парков, что
позволяло облегчить в них маневровые
работы. Так что еще не введенный в
эксплуатацию парк на Гражданке помогал
своим старшим собратьям.
Торжественное
открытие сомещенного парка состоялось в
октябре 1981 года, а его первым директором
стал В.В. Станкевич. Два последних месяца
этого года парк выпускал на линию всего
два трамвайных вагона на 22-й и 57-й маршруты,
а также один-единственный троллейбус на 30-й
маршрут. Но уже в 1982 году из обоих его ворот
(на Пискаревский проспект - трамваи, на
Гражданский - троллейбусы) выходили 68
трамваев (на 5 маршрутов) и 34 троллейбуса (
тоже на 5 маршрутов).
Впоследствии
выпуск трамвайных вагонов и троллейбусов
и количество маршрутов постоянно
увеличивались. Пик пришелся на 1990-1991 годы,
когда общий выпуск трамваев и
троллейбусов достиг соответственно 262 и 261
единицы.
Перестройка
экономики страны с начала 90-х годов
отразилась на работе совмещенного парка,
как и всего городского электротранспорта,
не лучшим образом. Основные показатели за
последние годы стали ухудшаться. Тем не
менее, в 1991 году на участке подъемки
вагонов и выкатки тележек появился
мостовой кран, заменивший консольный
поворотный кран, смонтированный ранее по
проекту парка. Новый подъемно-транспортный
механизм позволил полностью и рационально
использовать площадь участка, повысить
производительность труда. Ангар для
служебных автомобилей,
специализированные рабочие места для
ликвидации неисправностей на сочлененных
троллейбусах типа ЗиУ-683, поступающих в
парк с 1992 года, и для ремонта стаканов
тяговых редукторов Усть-Катавских вагонов,
склад горюче смазочных материалов,
стотонный гидравлический пресс — это тоже
новшества 90-х годов. В нынешних нелегких
условиях более чем тысячный коллектив
работников парка старается по мере своих
сил и возможностей обеспечивать связь
разросшегося района Гражданки с другими
частями города.
В
1996 году парк отметил
свое пятнадцатилетие, и к этой дате в одной
из комнат административного здания был
открыт музей, в экспонатах которого
отразилось многое из того, что было
сделано за эти годы.
С
момента основания, то есть с 1981 года, СТТП,
по проекту рассчитанный на 150 троллейбусов, получил их либо с завода, либо
из других парков. Соответственно, с завода поступали новые троллейбусы модели
ЗИУ-682В, а из других парков города приходили и
ЗИУ-682Б, более ранних выпусков. Других моделей, если не считать КТГ (это технические троллейбусы, например
5004), в парке на то время не было. Самые старые ЗИУ-682В дожили до конца 90-х
годов (например 5196, 5265 или
5176), но большинство списали почти сразу
после перенумерации. До последнего времени в парке в
оригинальном виде сохранился только
троллейбус БДД 5188, но это не
пассажирский троллейбус, к тому же перенумерованный.
К самой перенумерации мы еще вернемся.
При
первых поступлениях троллейбусы получали номера по принципу сквозной
нумерации, начиная с 5401 (учебная машина, ЗиУ-682УА). ЗИУ-682В. В 1985 году, когда
был открыт 6 тролл. парк, из всех парков
Ленинграда в него стали передавать
троллейбусы. Не был исключением и СТТП, в 1986 году он передал туда около 12
троллейбусов: 5546, 5463, 5407, 5438, 5488, 5454, 5468, 5456, 5447, 5425,
5446. Правда, в большинстве своем они были списаны еще до конца 1980-х гг., и сейчас
не сохранились. В промежутке с 1986
по 1988 годы СТТП получал троллейбусы моделей
ЗИУ-682В (В00)
и ЗИУ-682В-012 (В0А). Распределялись они так же.
В 1989 году в парке
случилось важное событие – перенумерация. Это означало,
что номера 54** и 55** были упразднены, а троллейбусы получили
новые номера вида 51** и 52**. Нумерация была сквозной, и параллельной, таким
образом самые старые машины были в начале списка (5106,
5207
например), а по мере увеличения номера шли более новые машины. Замыкали оба
ряда самые новые на тот момент троллейбусы модели ЗиУ-682В-013 (В0В) с
пневмоприводом дверей, пришедшие в парк в 1990 году -
5195 и
5281 соответственно.
Все эти машины
были либо списаны в 1990-х (подробности в списке), либо прошли КВР ПТЗ или КВР ВМЗ с заменой кузова на кузов
ВМЗ-5298. Последним оригинальным троллейбусом ЗиУ-682В-012 без КВР
был 5192, ходивший до
2005 года.
С 1991 года в парк
поступают
соответственно 9 и 12 машин новой серии ЗиУ-682Г.
Этим машинам дают номера в ряду 53** и 54**. Следующая партия – 1992 года, а в 1993-94 гг.
парк доукомплектовывают до
46 машин данной модели, включая стажерский ЗиУ-682ГН №
5410, и два учебных
троллейбуса 5057 и
5058. В 1998 году
взамен разбитой финской фурой машины 5289
парк, на деньги финской фирмы приобретает ЗиУ-682Г-012 (Г0А) №
5423, а в 2001
приходят три ЗиУ-682Г-018 (Г0Р), №№
5323,
5324 и
5424.
Также в парке
случались передачи из других парков города. В начале 90-х в парк были переданы
12 троллейбусов из других парков, они получили номера 5282-5289 и 5196-5199.
Старые номера большинства из них не известны, кроме 5288 (позже ставшим
5403) - это
троллейбус 1713 из 1 парка. Следующие 5 машин пришли из 2 парка в СТТП в мае
2003 года - 5289-5293. Также в 2008 году из 2 и 3 парков были переданы
троллейбусы 5116-5121 и 5130-5133.
В 1992 году в парк
приходят ЗиУ-683Б №№ 5101-5105 и № 5108, а также ЗиУ-683В01 №№ 5106 и 5107.
В середине 1990-х в парке
появились ЗиУ-6205-00 и ЗиУ-6205-01 с № 5109-5112.
Троллейбус 5102 после списания
(лопнула рама) был передан в так называемый
"Троллейбусный музей", находящийся на
территории троллейбусного депо. А вот
5103
прошел в 2004 году капитальный ремонт, с
заменой кузова и рамы, и сейчас в новом
обличии курсирует на линии. Остальные сочлененные троллейбусы
этих поставок были списаны.
С 2000 года в парке
работают 2 троллейбуса АКСМ-101 №
5501 и 5502, а с 2003 добавились
троллейбусы № 5601-5603 модели ПТЗ-5283.
С
осени 2003 года силами Волгоградского
Завода Транспортного Машиностроения
производится капремонт питерских в
частности троллейбусов, что привело к
появлению в рядах СТТП машин ВЗТМ - с
кузовом, идентичным ЗиУ, но с измененным
дизайном передней части.
Время
идет и уже совсем недавние события
становятся
историей. К началу 2005 года из парка исчезли
почти все троллейбусы до 1991 года без
капремонта (исключение составляют лишь
служебки 5188 и 5190, 5403 (бывший 5288) и 5411 - под этим номером
значится с сентября 2004 года бывший
троллейбус 5293, прибывший ранее из 2 парка. С
января в парке работают новые ВЗТМы, и
новые ВМЗ - с номерами 5425-5427 и 5325-5329 соответственно. С
конца 2005 года в эксплуатацию поступили
сочлененные троллейбуса ВМЗ-6215 с номерами
5113-5115, летом 2006 года в парк пришли два новых
низкопольных троллейбуса ВМЗ-5298.01, а
осенью того же года троллейбус 5411 прошел
капремонт с заменой кузова на ВМЗ-170. Таким
образом подвижной состав парка стал еще
более разнообразным, что добавило
головной боли как техническому
обслуживающему персоналу, так и самим
водителям. В 2007 году ВМЗ-170 сгорел, зато пришли новые низкопольники из
Вологды - 5332-5337. В настоящее время идет списание троллейбусов-сараев, из
линейных ЗиУ-682 без КВР к 2009 году остались только машины 1998-2001 гг.
поставки и ветеран
5304,
выпущенный в 1994 году. К концу года и 5304 ушел в историю, вместе с ним
были порезаны несколько сараев ЗиУ-682В с питерским КВР. В сентябре 2009
года во второй троллпарк были отданы 18 маршрут и часть нарядов 38 маршрута,
5 низкопольных машин ВМЗ-5298.01 и 3 сарая ЗиУ-682, два из которых, впрочем,
тут же были списаны на новом месте. Вместе с тем пришли новые вологодцы
ВМЗ-5298.01-50 "Авангард".
Интенсивно
бередящие умы работников парк слухи о закрытии троллейбусной части СТТП и
передаче подвижного состава во 2 и 6 парки оказались преждевременными, но не
беспочвенными. Скорее всего в наступающем 2010 году у нашего парка и 6
троллейбусного станет общее начальство, но площадка пока остается на своем
привычном месте. В парке идет ремонт и благоустройство территории.
|