КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ СТТП 

 

Среди всех парков городского электротранспорта этот имеет примечательную особенность. Он единственный в Санкт-Петербурге, эксплуатирующий как трамваи так и троллейбусы. Начало проектирования парка относится к рубежу 60-70-х годов, когда в городе не разрешалось строить специализированные трамвайные парки (несмотря на то, что в большинстве развитых стран уже признали ошибочность концепции ликвидации трамвая). Тогда в Управлении родилась идея совместить в одном месте и трамвай и троллейбус.
Топографию строительства долго выбирать не пришлось. Усиленное жилищное строительство на севере Ленинграда: на Гражданке, в районе Муринского ручья, - требовало возведения именно здесь транспортного парка, так как самые ближайшие - трамвайный парк имени Калинина и троллейбусный № 2 - находились все же далеко от нового района.
Разработанный 8-й мастерской института "Ленниипроект" проект парка предусматривал отстой, обслуживание и ремонт 175 одиночных четырехосных трамвайных вагонов типа ЛМ-57 и 150 троллейбусов ЗиУ-5. Однако строительство парка затянулось (от отвода земельного участка до открытия парка прошло 13 лет), и к моменту его окончания уже широко использовались новые трамвайные вагоны типа ЛМ-68 с автоматикой пуска и торможения, работающие поездами по СМЕ, а также усовершенствованные троллейбусы типа ЗиУ-682.
В начале 1979 года в строящийся парк была командирована группа рабочих из 10 человек под руководством инженера Бродкина, которая занялась установкой путевых тяг, станционных домкратов и прочего оборудования. Ей же была поручена разрезка старых вагонов из действующих парков, что позволяло облегчить в них маневровые работы. Так что еще не введенный в эксплуатацию парк на Гражданке помогал своим старшим собратьям.
Торжественное открытие сомещенного парка состоялось в октябре 1981 года, а его первым директором стал В.В. Станкевич. Два последних месяца этого года парк выпускал на линию всего два трамвайных вагона на 22-й и 57-й маршруты, а также один-единственный троллейбус на 30-й маршрут. Но уже в 1982 году из обоих его ворот (на Пискаревский проспект - трамваи, на Гражданский - троллейбусы) выходили 68 трамваев (на 5 маршрутов) и 34 троллейбуса ( тоже на 5 маршрутов).
Впоследствии выпуск трамвайных вагонов и троллейбусов и количество маршрутов постоянно увеличивались. Пик пришелся на 1990-1991 годы, когда общий выпуск трамваев и троллейбусов достиг соответственно 262 и 261 единицы.
Перестройка экономики страны с начала 90-х годов отразилась на работе совмещенного парка, как и всего городского электротранспорта, не лучшим образом. Основные показатели за последние годы стали ухудшаться. Тем не менее, в 1991 году на участке подъемки вагонов и выкатки тележек появился мостовой кран, заменивший консольный поворотный кран, смонтированный ранее по проекту парка. Новый подъемно-транспортный механизм позволил полностью и рационально использовать площадь участка, повысить производительность труда. Ангар для служебных автомобилей, специализированные рабочие места для ликвидации неисправностей на сочлененных троллейбусах типа ЗиУ-683, поступающих в парк с 1992 года, и для ремонта стаканов тяговых редукторов Усть-Катавских вагонов, склад горюче смазочных материалов, стотонный гидравлический пресс — это тоже новшества 90-х годов. В нынешних нелегких условиях более чем тысячный коллектив работников парка старается по мере своих сил и возможностей обеспечивать связь разросшегося района Гражданки с другими частями города.

В 1996 году парк отметил свое пятнадцатилетие, и к этой дате в одной из комнат административного здания был открыт музей, в экспонатах которого отразилось многое из того, что было сделано за эти годы.

С момента основания, то есть с 1981 года, СТТП, по проекту рассчитанный на 150 троллейбусов, получил их либо с завода, либо из других парков. Соответственно, с завода поступали новые троллейбусы модели ЗИУ-682В, а из других парков города приходили и ЗИУ-682Б, более ранних выпусков. Других моделей, если не считать КТГ (это технические троллейбусы, например 5004), в парке на то время не было. Самые старые ЗИУ-682В дожили до конца 90-х годов (например 5196, 5265 или 5176), но большинство списали почти сразу после перенумерации. До последнего времени в парке в оригинальном виде сохранился только троллейбус БДД 5188, но это не пассажирский троллейбус, к тому же перенумерованный. К самой перенумерации мы еще вернемся.

При первых поступлениях троллейбусы получали номера по принципу сквозной нумерации, начиная с 5401 (учебная машина, ЗиУ-682УА). ЗИУ-682В. В 1985 году, когда был открыт 6 тролл. парк, из всех парков Ленинграда в него стали передавать троллейбусы. Не был исключением и СТТП, в 1986 году он передал туда около 12 троллейбусов: 5546, 5463, 5407, 5438, 5488, 5454, 5468, 5456, 5447, 5425, 5446. Правда, в большинстве своем они были списаны еще до конца 1980-х гг., и сейчас не сохранились. В промежутке с 1986 по 1988 годы СТТП получал троллейбусы моделей ЗИУ-682В (В00) и ЗИУ-682В-012 (В0А). Распределялись они так же. 

В 1989 году в парке случилось важное событие – перенумерация. Это означало, что номера 54** и 55** были упразднены, а троллейбусы получили новые номера вида 51** и 52**. Нумерация была сквозной, и параллельной, таким образом самые старые машины были в начале списка (5106, 5207 например), а по мере увеличения номера шли более новые машины. Замыкали оба ряда самые новые на тот момент троллейбусы модели ЗиУ-682В-013 (В0В) с пневмоприводом дверей, пришедшие в парк в 1990 году - 5195 и 5281 соответственно. Все эти машины были либо списаны в 1990-х (подробности в списке), либо прошли КВР ПТЗ или КВР ВМЗ с заменой кузова на кузов ВМЗ-5298. Последним оригинальным троллейбусом ЗиУ-682В-012 без КВР был 5192, ходивший до 2005 года.

С 1991 года в парк поступают соответственно 9 и 12 машин новой серии ЗиУ-682Г. Этим машинам дают номера в ряду 53** и 54**. Следующая партия – 1992 года, а в 1993-94 гг. парк доукомплектовывают до 46 машин данной модели, включая стажерский ЗиУ-682ГН № 5410, и два учебных троллейбуса 5057 и 5058. В 1998 году взамен разбитой финской фурой машины 5289 парк, на деньги финской фирмы приобретает ЗиУ-682Г-012 (Г0А) № 5423, а в 2001 приходят три ЗиУ-682Г-018 (Г0Р), №№ 5323, 5324 и 5424. 

Также в парке случались передачи из других парков города. В начале 90-х в парк были переданы 12 троллейбусов из других парков, они получили номера 5282-5289 и 5196-5199. Старые номера большинства из них не известны, кроме 5288 (позже ставшим 5403) - это троллейбус 1713 из 1 парка. Следующие 5 машин пришли из 2 парка в СТТП в мае 2003 года - 5289-5293. Также в 2008 году из 2 и 3 парков были переданы троллейбусы 5116-5121 и 5130-5133. 

В 1992 году в парк приходят ЗиУ-683Б №№ 5101-5105 и № 5108, а также ЗиУ-683В01 №№ 5106 и 5107. В середине 1990-х в парке появились ЗиУ-6205-00 и ЗиУ-6205-01 с № 5109-5112. Троллейбус 5102 после списания (лопнула рама) был передан в так называемый "Троллейбусный музей", находящийся на территории троллейбусного депо. А вот 5103 прошел в 2004 году капитальный ремонт, с заменой кузова и рамы, и сейчас в новом обличии курсирует на линии. Остальные сочлененные троллейбусы этих поставок были списаны.

С 2000 года в парке работают 2 троллейбуса АКСМ-101 № 5501 и 5502, а с 2003 добавились троллейбусы № 5601-5603 модели ПТЗ-5283. 

С осени 2003 года силами Волгоградского Завода Транспортного Машиностроения производится капремонт питерских в частности троллейбусов, что привело к появлению в рядах СТТП машин ВЗТМ - с кузовом, идентичным ЗиУ, но с измененным дизайном передней части.

 Время идет и уже совсем недавние события становятся историей. К началу 2005 года из парка исчезли почти все троллейбусы до 1991 года без капремонта (исключение составляют лишь служебки 5188 и 5190, 5403 (бывший 5288) и 5411 - под этим номером значится с сентября 2004 года бывший троллейбус 5293, прибывший ранее из 2 парка. С января в парке работают новые ВЗТМы, и новые ВМЗ - с номерами 5425-5427 и 5325-5329 соответственно. С конца 2005 года в эксплуатацию поступили сочлененные троллейбуса ВМЗ-6215 с номерами 5113-5115, летом 2006 года в парк пришли два новых низкопольных троллейбуса ВМЗ-5298.01, а осенью того же года троллейбус 5411 прошел капремонт с заменой кузова на ВМЗ-170. Таким образом подвижной состав парка стал еще более разнообразным, что добавило головной боли как техническому обслуживающему персоналу, так и самим водителям. В 2007 году ВМЗ-170 сгорел, зато пришли новые низкопольники из Вологды - 5332-5337. В настоящее время идет списание троллейбусов-сараев, из линейных ЗиУ-682 без КВР к 2009 году остались только машины 1998-2001 гг. поставки и ветеран 5304, выпущенный в 1994 году. К концу года и 5304 ушел в историю, вместе с ним были порезаны несколько сараев ЗиУ-682В с питерским КВР. В сентябре 2009 года во второй троллпарк были отданы 18 маршрут и часть нарядов 38 маршрута, 5 низкопольных машин ВМЗ-5298.01 и 3 сарая ЗиУ-682, два из которых, впрочем, тут же были списаны на новом месте. Вместе с тем пришли новые вологодцы ВМЗ-5298.01-50 "Авангард".
 

Интенсивно бередящие умы работников парк слухи о закрытии троллейбусной части СТТП и передаче подвижного состава во 2 и 6 парки оказались преждевременными, но не беспочвенными. Скорее всего в наступающем 2010 году у нашего парка и 6 троллейбусного станет общее начальство, но площадка пока остается на своем привычном месте. В парке идет ремонт и благоустройство территории.

  

Hosted by uCoz