ПОДГОТОВКА ТРОЛЛЕЙБУСА К РАБОТЕ


        Подготовка троллейбуса к движению связана с целым рядом действий водителя. Она начинается с осмотра и проверки комплектности и технического состояния электрического, пневматического и механического оборудования троллейбуса. При осмотре убеждаются в отсутствии повреждений кузова, целостности остекления, исправности пассажирских сидений, дверей, поручней, проверяют наличие и состояние наружных и внутренних зеркал заднего вида, а также наличие и состояние компостеров или других технических средств контроля оплаты проезда. Внимательно осматривают шины и крепление колес.
        

        Для приведения троллейбуса в рабочее состояние для движения необходимо:
-     включить аккумуляторную батарею и проверить по вольтметру уровень ее напряжения;
-     установить токоприемники на контактные провода, предварительно убедившись в годности контактной вставки для дальнейшей работы;
-     включить вспомогательное электрооборудование и систему управления;
-     проверить давление воздуха в тормозном контуре и системе пневмоподвески;
-     спустить конденсат из резервуаров и фильтра влагомаслоотделителя;
-     проверить работоспособность стеклоочистителей;
-     проверить работоспособность приборов освещения и сигнализации, радиоинформационной аппаратуры, привода открывания и закрывания дверей. Кроме того, в холодное время года проверяют исправность системы отопления помещения для пассажиров и кабины водителя, а в летнее время - действие принудительной вентиляции в кабине водителя.

        Пневмосистему наполняют сжатым воздухом, после чего рукоятку реверсора на контроллере управления устанавливают в положение, соответствующее выбранному направлению движения. Затем включают автоматический выключатель, расположенный в кабине водителя.
        Во время движения проверяют работоспособность электродинамического торможения, пневматического привода механических тормозов и стояночного тормоза, а также рулевого управления и гидроусилителя.
        Исправная работа троллейбусов и длительный срок их службы обеспечиваются только при внимательном и регулярном техническом обслуживании и ремонте с соблюдением всех правил, изложенных в заводской инструкции по эксплуатации троллейбуса, а также местных правил технического обслуживания и ремонта трол-
лейбусов, разработанных на основе Типовых правил технической обслуживания и ремонта, утвержденных Минтрансом России.
        Своевременная смазка деталей и агрегатов, подтяжка резьбо вых соединений, проверка сопротивления изоляции электрообо рудования и поддержание троллейбусов в чистоте являются обя зательными условиями их безотказной и безопасной работы.
        

        При эксплуатации троллейбусов необходимо соблюдать следующие основные условия:
-     использовать троллейбусы только на дорогах Т и II категорий с покрытием капитального типа, которое отвечает требования ГОСТ Р 50597 - 93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Продольные уклоны на дорогах не должны превышать значений, установленных в технических условиях на конкретную модель троллейбуса;
-     не допускать работу с перегрузкой пассажирами, что приводит! к поломкам агрегатов автомеханического оборудования и кузова:
-     не допускать превышения наибольшей скорости, установленной изготовителем;
-     не начинать движение, если давление воздуха в пневмосистеме тормозного привода и подвески менее 4,5 кгс/см2, а также не допускать снижения давления во время движения ниже указанного;
-     не допускать длительной работы с неработающим усилителем рулевого управления, так как при этом перегружается механизм рулевого управления;
-     конденсат из резервуаров необходимо спускать при давлении воздуха в пневматической системе выше атмосферного;
-     следить за давлением в шинах, так как долговечность и нормальная работа подвески, а также легкость управления троллейбусом в большой степени зависят от поддержания в них установленного изготовителем давления;
-     для удержания троллейбуса в неподвижном состоянии на остановках следует использовать стояночный тормоз. Использовать стояночный тормоз для торможения не рекомендуется;
-     электрооборудование должно быть чистым и сухим, изношенные детали не должны иметь предельных износов, регулировка системы управления и защиты должна соответствовать нормативным данным;
-     при передвижении троллейбуса на небольшое расстояние следует использовать маневровую позицию.

 

        Троллейбус является сложным и дорогим автомеханическим изделием, в котором использована продукция многочисленных изготовителей электрического оборудования. Необходимо помнить, что его безотказная работа в значительной степени зависит от грамотной эксплуатации.

 

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

 

        Наличие электрооборудования, работающего под относительно высоким напряжением контактной сети, которое необходимо для работы тягового привода и других потребителей троллейбуса, требует строгого соблюдения правил электробезопасности. Нарушение правил безопасного труда может привести к поражению электрическим током с самыми тяжелыми последствиями. Поэтому необходимо следовать следующим основным правилам:
-     не производить какие-либо работы с электрооборудованием как открытыми руками, так и с помощью инструмента или любых подручных предметов при установленных на контактные провода токоприемниках. Это касается не только высоковольтного электрооборудования напряжением 550 В, но и электрооборудования бортовой сети напряжением 24 В;
-     не допускать токи утечки более 3 мА. Ток утечки следует контролировать либо по бортовому устройству (при его наличии), либо периодически на конечных станциях и в депо при ежедневном техническом обслуживании;
-     не допускать использование в электрических цепях высокого и низкого напряжения кустарно изготовленных плавких предохранителей;
-     выполнять уборочные работы с использованием воды под давлением в помещении для пассажиров и кабине водителя при установленных на контактные провода токоприемниках;
-     при выполнении моечных работ не допускать попадание воды на электрооборудование, расположенное под полом троллейбуса;
-     не опускать токоприемники или устанавливать их штангоуловителем на провода контактной сети при включенном блоке управления;
-     не производить любые работы под троллейбусом, который не поставлен на козлы, не поднят домкратами или не находится над смотровой канавой;
-     не производить запуск тягового электродвигателя, если под троллейбусом находятся люди;
-     не производить демонтаж любого из узлов пневматической системы троллейбуса или ослабление соединений при наличии давления воздуха в резервуарах;
-     не оставлять троллейбус на уклоне, если он не заторможен стояночным тормозом;
-     не оставлять троллейбус на длительное время с подключенным к контактной сети электрооборудованием;
-     не производить сварочные работы на троллейбусе без индивидуального отключения люминесцентных светильников, блока тиристорно-импульсной системы управления тяговым электродвигателем, преобразователя и блока управления штангоуловителями;
-     не накачивать шины без специального ограждения (клети) убедиться, что запорное кольцо полностью легло в замковый паз диска.

 

        При техническом обслуживании аккумуляторных батарей необходимо соблюдать меры безопасности:
-     зарядку производить в специальном помещении;
-     следует защищать кожу и глаза от попадания щелочи. При попадании электролита на кожу ее промывают водой, затем 5%-ным раствором борной кислоты и снова водой. При попадании электролита в глаза необходимо тщательно промыть их водой и немедленно обратиться к врачу.

 

        При выполнении ремонтных работ на линии необходимо выполнять основные меры предосторожности:
-     не работать под троллейбусом, который находится на наклонной плоскости. В случае необходимости следует затормозить троллейбус и установить под колеса противооткатные упоры;
-     не работать и не находиться под троллейбусом, если он стоит на домкратах без страхующих подставок;
-     влезать под троллейбус и вылезать из-под него только со стороны, противоположной проезду.

        Более подробно правила безопасного труда на городском электрическом транспорте, которые следует неукоснительно соблюдать при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте, изложены в Правилах техники безопасности на городском электрическом транспорте. (Раздел I. "Общие вопросы охраны и безопасности труда", утвержденные концерном "Росгорэлектротранс" № 75 от 03.09.92 г.).

 

НАЗАД

Hosted by uCoz