ОСНОВНЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ТРОЛЛЕЙБУСОВ

ОСНОВНЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ТРОЛЛЕЙБУСОВ


        Наличие опасного для жизни относительно высокого электрического напряжения требует обязательного соблюдения мер электробезопасности, так как неправильное обращение с электрическими приборами, аппаратами и источниками электрической энергии может привести к поражению электрическим током и выходу из строя электрического оборудования.             Поэтому следует соблюдать следующие основные правила безопасности:
1)     не производить какие-либо вмешательства как открытыми руками, так и с помощью инструмента и посторонних предметов в электрооборудование при установленных на контактные провода токоприемниках. Это касается не только электрооборудования на 550 В, но и электрооборудования на 24 В;
2)     контроль тока утечки следует производить ежедневно при ЕО, причем его величина не должна превышать 3 мА. При замере тока утечки все высоковольтные и низковольтные цепи троллейбуса должны быть включены, а токоприемники подключены к плюсовому проводу контактной сети. Одну клемму миллиамперметра присоединяют к зачищенной или никелированной части корпуса троллейбуса, а другую - к заземленному металлическому предмету. Запрещается использовать в качестве заземлителя элементы отопительной, водопроводной или газовой системы. Желательно установить на троллейбусе специальное устройство постоянного контроля тока утечки;
3)     не допускать постановку в электрические цепи высокого и низкого напряжения некалиброванных плавких вставок;
4)     тщательно следить и выявлять обрывы проводов и другие нарушения целостности электрических цепей;
5)     строго выполнять Правила техники безопасности на городском электротранспорте. Во всех видах ремонта, в том числе на смотровой канаве, в первую очередь необходимо обеспечить электробезопасность.

    

         Перед началом осмотра троллейбуса или выполнения работ по техническому обслуживанию следует:
-     отсоединить токоприемники от контактной сети и завести их под дуги лиры;
-     затормозить троллейбус, установив при необходимости под колеса противооткатные упоры;
-     убедиться в наличии свободного доступа в канаву, исправности лестницы;
-     при снятии отдельных агрегатов и деталей, требующих физических усилий, а также при неудобствах в работе, связанных с
съемом агрегатов и деталей, рекомендуется применять специальные приспособления (съемники), обеспечивающие безопасную работу;
-     при разборке и сборке рессор следует пользоваться слесарными тисками или другими специальными зажимными приспособлениями;
-     работая молотком или кувалдой при рубке, чеканке и подобных работах, нужно надевать защитные очки и принимать все меры к тому, чтобы не травмировать себя и находящихся рядом людей отлетающими частицами металла. 

 

        При зарядке аккумуляторных батарей необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
1)     зарядку производить в чистом, хорошо вентилируемом помещении, в котором категорически запрещается курить и зажигать открытый огонь;
2)     при зарядке, когда происходит интенсивное газовыделение, и при работе с щелочным электролитом необходимо защищать глаза, кожу и одежду от попадания щелочи. Для этого необходимы защитные очки, резиновые перчатки и фартук;

3)     при попадании электролита на кожу ее следует промыть водой, затем 5%-ным раствором борной кислоты и снова водой.
    При попадании электролита в глаза необходимо тщательно промыть их водой и немедленно обратиться к врачу.
        

        При проведении технического обслуживания запрещается;
-     выполнять моечные работы на троллейбусе с подключенными к контактной сети токоприемниками;
-     допускать при выполнении моечных работ попадание воды на электрооборудование, расположенное под полом троллейбуса;
-     выполнять влажную уборку в пассажирском помещении и кабине водителя с подачей воды под давлением;
-     выполнять съем или подключение токоприемников к проводам контактной сети при включенном блоке управления штангоуловителем;
-     производить работы под троллейбусом, который не поставлен на козлы, не вывешен на домкратах или не установлен над смотровой ямой;
-     производить запуск тягового электродвигателя в случае, если под троллейбусом в осмотровой канаве находятся люди;
-     производить демонтаж любого из узлов пневматической системы троллейбуса или ослабление соединений пневматической системы при наличии давления воздуха в воздушных резервуарах;
-     производить накачку шин сжатым воздухом вне специально предназначенного для этого приспособления (клети), при этом следует убедиться, что запорное кольцо полностью легло в замковый паз диска;
-     производить сварочные работы без индивидуального отключения люминесцентных светильников, блока управления тиристорно-импульсной системы управления тяговым двигателем и преобразователя, блока управления штангоуловителями.
-     поднимать, снимать, устанавливать и транспортировать тяжелые (весом более 16 кг) агрегаты, узлы и детали троллейбуса без использования подъемно-транспортных механизмов с вспомогательными грузозахватными приспособлениями.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРОЛЛЕЙБУСОВ

 

       Троллейбус не может быть выпущен из парка, если в книге поезда нет подписи мастера об исправности троллейбуса, выполнении заявок водителя и готовности к эксплуатации на линии, а также в случае отсутствия путевого листа, подписанного диспетчером по выпуску или лицом, его заменяющим.
        Перед выездом из троллейбусного парка водитель должен осмотреть и проверить техническое состояние и экипировку троллейбуса с учетом требований Правил дорожного движения и Правил технической эксплуатации троллейбуса.
        Начинать движение можно только при достижении давления воздуха в пневматической системе привода тормозных механизмов не менее 0,65 МПа (6,5 кгс/см2).
        При обнаружении токоутечки водитель обязан немедленно прекратить перевозку пассажиров. Водитель должен остановить троллейбус, привести в действие стояночную тормозную систему, надеть оранжевый жилет, захватить резиновые перчатки и покинуть троллейбус через переднюю дверь, предварительно запретив пассажирам покидать машину, не касаясь кузова (прыжком). Водитель в резиновых перчатках сначала снимает левый токоприемник (с плюсового провода), затем правый токоприемник (с минусового провода-).
        Высадку пассажиров производят только при опущенных токоприемниках. Затем водитель сообщает о повышенном токе утечки линейному слесарю или диспетчеру, после чего троллейбус отправляется на буксире в депо.
        При вынужденной длительной остановке троллейбуса (неисправности, ремонте, ожидании буксира) водитель должен оградить его в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.
        Если водителю необходимо оставить троллейбус, даже на короткий срок, он обязан привести в действие стояночную тормозную систему, отключить все высоковольтные и низковольтные цепи, поставить рукоятку реверсора (контроллера) в нулевое положение и взять ее с собой, закрыв кабину, и, соблюдая осторожность, выйти из троллейбуса. При остановке на уклоне необходимо поставить противооткатный башмак со стороны уклона. Если после возвращения к троллейбусу необходима постановка токоприемников, то водитель перед этим обязан зайти в кабину и убедиться, что все высоковольтные и низковольтные цепи отключены, а реверсор находится в положении "О".
        В случае короткого замыкания, вспышки в кабине или в помещении для пассажиров водитель должен немедленно остановить трол лейбус, привести в действие стояночную тормозную систему, от-
ключить все электрические цепи, открыть двери, предупредив пассажиров о соблюдении осторожности при выходе из троллейбуса, снять с контактных проводов токоприемники, поставить при необходимости противооткатный башмак и приступить к ликвидации огня. Тушение следует производить только углекислотными или порошковыми огнетушителями. Если пожар потушить своими средствами не удается, то необходимо срочно вызвать пожарную команду.
        При сходе токоприемников троллейбуса с контактных проводов водитель должен немедленно остановить троллейбус, привести в действие стояночную тормозную систему, отключить все электрические цепи, поставить реверсор в нулевое положение, взять рукоятку реверсора с собой, надеть оранжевый жилет и, соблюдая осторожность, выйти их троллейбуса. Приступить к постановке токоприемников на контактные провода, убедившись в полной безопасности производства работы. При этом необходимо следить за движущимся транспортом.
        При необходимости перестановки токоприемников троллейбуса на провода другого направления водитель обязан выполнить следующие меры предосторожности:
1)     поставить троллейбус так, чтобы он не мешал потоку проходящего транспорта и в то же время находился вблизи от проводов, на которые будут установлены токоприемники;
2)     привести в действие стояночную тормозную систему;
3)     отключить автомат, цепь управления, мотор-компрессор;
4)     поставить реверсор в нулевое положение и взять рукоятку реверсора с собой;
5)     надеть сигнальный жилет оранжевого цвета перед выходом из троллейбуса. Перестановка токоприемников в сырую погоду разрешается только в диэлектрических перчатках, при этом следует остерегаться попадания в глаза дождевых капель с контактного провода.

        Ремонт троллейбусов на линии допускается при выполнении следующих мер безопасности:
-     водитель должен установить троллейбус на место, отведенное для его ремонта на конечной станции, либо поставить троллейбус на улице так, чтобы он не мешал потоку проходящего транспорта;
-     токоприемники троллейбуса должны быть опущены и надежно зафиксированы;
-     троллейбус должен быть заторможен ручным (стояночным) тормозом;
-     под колеса троллейбуса должны быть подложены противооткатные упоры;
-     реверсивная рукоятка контроллера управления должна быть переведена в нулевое положение и вместе с книгой поезда на время ремонта должна находиться у линейного слесаря, производящего ремонт;
-     при ремонте на линии допускается производство только тех работ, которые не связаны с пребыванием под троллейбусом;
-     при производстве ремонтных и других работ троллейбус должен быть огражден дорожными знаками и сигналами в соответствии с требованиями Правил дорожного движения и Инструкции по ограждению мест производства работ в условиях дорожного движения в городах;
-     запрещается подкладывать кирпичи, обрезки дерева и другие случайные предметы под основание троллейбуса;
-     при подъеме троллейбуса домкратами их следует устанавливать только на твердый грунт;
-     при работе необходимо пользоваться только исправным инструментом и приспособлениями, которые следует содержать в сухом и чистом состоянии;
-     запрещается заменять и наращивать веревку токоприемника проволокой или другими токопроводящими материалами;
-     производить демонтаж одного из колес сдвоенного колеса путем наезда вторым колесом на доску, кирпич или другой предмет;


        Въезжая на территорию депо, водитель должен предъявить машину приемщику, затем поставить троллейбус на указанное диспетчером место, затормозить троллейбус, выключить все основные и вспомогательные электрические цепи, поставить рукоятку реверсивного вала контроллера в нулевое положение и снять ручку реверсора, взяв ее с собой, снять с контактных проводов и закрепить токоприемники, закрыть окна и двери кабины водителя и пассажирского помещения, отключить аккумуляторную батарею и спустить влагу из пневмосистемы, если это предусмотрено конструкцией троллейбуса.

НАЗАД

Hosted by uCoz